Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле соврешь.

А. де Сент-Экзюпери

Цели: дать определение этическому понятию «ложь во спасение».

Задачи: познакомить ребят с формами лжи и обмана, раскрыть между ними разницу.

Методические рекомендации: следует оживить занятие небольшими сценками.

Реквизит: карточка с текстом небылицы (см. ниже); карточка с причинами возможной лжи.

Ход мероприятия

Невинный взгляд

Учитель: Вы не поверите, но в этикете существует понятие «ложь во спасение». Вы уже довольно много узнали на прошлых заня тиях об этикете и, по моему мнению, правильно воспримите все, что мы с вами разберем сегодня. От вас мне нужно будет активное участие.

Мы говорим «невинный взгляд» чаще всего в тех случаях, когдахотим сказать: «хитрый, обманчивый взгляд» - такой парадокс в человеческих отношениях. На самом деле часто за невинным взглядом   ребенка и взрослого прячется какой-то проступок. Какие же причины могут заставить человека лгать?

Уже в раннем возрасте ребенок проявляет способность избегать  неприятных эмоций со стороны враждебного для него окружения с помощью маскировки и приспособления. Чаще всего ребенок обманывает, если его строго наказывают за каждый проступок. Давайте разберем с вами такую ситуацию: малыша постоянно ругают и даже бьют за малейшую провинность - за то, что испачкал на улице одежду, за то, что плохо ел, за то, что сломал игрушку. Со временем у малыша вырабатывается ответная на наказания реакция - он начинает постоянно говорить неправду. Нам с вами понятно, что за неправдой, когда она раскроется, последует наказание, но ребенок своей ложью как бы откладывает его на потом. Ложь довольно быстро становится привычкой, и подросший ребенок уже не сможет без нее обходиться, часто обманывая своих приятелей и близких людей. Вот так невинный детский взгляд перерастает в порок, из-за которого жизнь взрослогочеловека сильно осложняется - многие просто перестают ему верить. Это первая причина, приводящая ко лжи. Какая вторая? Кто мне подскажет? Конечно, чувство страха - оно присутствует и у этого малыша, о котором мы говорили.

Чувство страха, неизвестность часто порождают ложь. Из чувства страха люди лгут не только на допросе у следователя, но и в по вседневной жизни. Ежедневно 80 % всех людей хотя бы раз говорят неправду. Одни делают это, чтобы что-то скрыть, другие - из спор тивного интереса, третьи - просто потому, что им так легче жить.

Более 20 % людей не говорят правду, чтобы не ругаться. Вы ведь тоже часто, скажем, говорите не всю правду своим родителям только потому, что не хотите вызвать отрицательную реакцию. Вот здесь-то и начинается ложь во спасение. Родители, конечно, будут вас ругать за какие-то нехорошие поступки и дела, но вы ведь и сами понимаете, что так лучше не поступать. Так вот если ложь совершается ради того, чтобы поберечь нервы и здоровье ваших родителей - это ложь во спасение. А если вы лжете ради самой лжи, из чувства страха - это нация ложь, которой нет оправдания. Кто разберется в этом, - спросите вы? Только вы сами, ваша порядочность и, как бы сказали древние греки, добродетель.

Многие используют ложь как самозащиту или как способ выиграть время. Как правило, такая ложь все равно выходит наружу, и результат тот же - вас обязательно разоблачат.

Иногда прибегают ко лжи, чтобы пощадить чувства человека. Как вы понимаете, чаще всего это происходит во время семейных или любовных разговоров. Один человек разлюбил другого, но сказать ему об этом он не может - боится сделать больно. В этом случае ложь не приведет ни к чему хорошему, она только заставит человека му читься неизвестностью, копаться в своих поступках - что я сделал не так, что мой друг (подруга) ко мне охладел (охладела). Такая в кавыч ках ложь во спасение говорит только об эгоизме и трусости.

По определению психологов, в анкетах при устройстве на работу, в разных тестах или при социальном опросе 80 % всех ответов -полная или частичная неправда. Почему люди так поступают? Как вы думаете?

Далее идет беседа с участием ребят, во время которой выясняются причины, вынуждающие людей писать или говорить о себе неправду, когда для этого нет никаких видимых причин. После активного обсуждения подводятся итоги.

Итак, вот несколько основных причин, по которым люди говорят неправду (зачитывает один из учеников):

Стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.

Надеются, что их ответы смогут что-то изменить в обществе.

Любят приврать просто из удовольствия.

По незнанию правильных ответов.

Обман или разумность?

Учитель: В каких случаях ложь может быть оправдана? Давайте поговорим об этом.

Во всем мире считается возможным не сказать всю правду тяжелобольному человеку. Даже врачи часто утаивают страшную прав ду от больного, но они обязаны сообщить эту правду близким людям,а уж те решат, как поступить дальше. На самом деле, если больной человек не будет знать, что обречен, возможно, он проведет свои последние дни в хорошем настроении. И хотя есть на этот счет разные мнения, страшная правда в этом случае не всегда должна сообщаться.

Иногда можно не обманывать, а просто умолчать о чем-то, т. е. не говорить правду. Часто это делают тогда, когда можно скрыть от пожилого человека, которому нельзя расстраиваться, какое-то неприятное событие, которое произошло с его внуком. Меры уже приняты последствий отрицательных никаких нет, так зачем же лишний раз расстраивать уже слабого здоровьем человека.

Таких этических ситуаций может быть довольно много, но решать в каждом отдельном случае будет человек, который по каким-то   причинам собирается обмануть - что в данном случае лучше – обман  или тяжелая правда. Итак, ложь или умолчание - вопрос, безусловной сложный.

Грамотная ложь - это искусство

Учитель: Когда вы были маленькими, мама или бабушка наверняка читали вам русские народные потешки и небылицы. Зачем  народ сочинял небылицы? Да просто для развлечения, в народных традициях, сложившихся на протяжении столетий. Кстати, подобные небылицы очень распространены у многих народов мира. Давайте послушаем одну из них и попробуем ответить на вопрос: что в них такого интересного, что их с удовольствием передавали из уст в уста, рассказывали на посиделках.

Один из учеников с выражением читает по карточке небылицу:

«Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросенок яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал».

Учитель: Ерунда какая-то? А вот и не совсем. В этом стихотворении все - полная неправда, но оно неизменно вызывает улыбку именно из-за своего содержания. Люди сочиняли небылицы, потому что, как ни странно, такие произведения вызывают у слушателей не  меньший интерес, чем, скажем, были и сказания.

Ну, о сказках-то вы все слышали, многие из вас их любили в детстве, да и сейчас читают. Назовите, пожалуйста, свои любимые сказки.

Ребята называют сказки.

Учитель: Так, «Золушка», «Красная Шапочка», «Маленький принц», «Незнайка». Во всех названных вами сказках много волшебного, магического, фантазийного. И все же мы знаем, что «сказка -ложь, да в ней намек». За выдумкой и сказочными событиями всегда стоит намек на поучения. Сказки учат не быть жадными, не хвастать, по-доброму относиться к людям и животным, и еще многому учат. Но с каким удовольствием люди читают сказки даже во взрослом возрас те. Что же, им нравится, когда их обманывают? Как вы думаете? Скорее всего, нет, просто им интересно следить за развитием сюжета. Кроме того, сказки часто отвлекают людей от тяжелой рутинной работы, от ежедневных забот и проблем. Это тот случай, когда художественная ложь идет только на пользу.

Правда и ложь всегда рука об руку сопровождают человека по жизни. Очень часто тяжело отличить ложь от правды. И, тем не менее, людям  нравится как бы ходить по острию бритвы, т. е. где-то на грани лжи и правды. Даже игры придуманы из расчета «верю» - «не верю». Помните, в детстве вы играли в смешную карточную игру «Акулину»? В ней было все построено как раз на том, правда или нет то, что гово рит вам соперник по игре. Мы с вами сегодня тоже поиграем в похожую игру, построенную на таких же этических принципах - правда или нет. Только в нашем случае игра будет носить интеллектуальный характер, что этикетом всегда только приветствуется. Ваша задача -узнать, правда или ложь содержится в той или иной фразе, и дать правильный ответ.

Проводится игра.

1.Правда ли, что полководец Александр Суворов не проиграл ни одной битвы? (Да).

2.Правда ли, что самый глубокий океан на Земле - Атлантический? (Нет, Тихий).

3.Правда ли, что слово «комета» в переводе с греческого означает «искра»? (Нет, хвостатая звезда).

4.Правда ли, что русский богатырь Илья Муромец освободил от Соловья-Разбойника Москву? (Нет, Чернигов).

5.Правда ли, что, кроме рыбы-меча, рыбы-иглы, существует и рыба-ремень? (Да).

6.Правда ли, что Волга - самая большая река в мире? {Нет,  в Европе).

7.Правда ли, что некоторые народы Севера живут в ледяных  домах? (Да, в иглу).

8.Правда ли, что у паука 10 ног? (Нет, 8).

9.Правда ли, что в Персии существовала монета под названием «дождь»? (Нет, «туман»).

Учитель: Наше очередное занятие по этикету подходит к концу. Давайте проведем мини-опрос. Сначала поднимут руки те, кто  считает, что говорить неправду нельзя ни при каких обстоятельствах. Так, считаем, всего ... человек. Теперь пусть поднимут руки те, кто считает, что можно обманывать, но только в редких случаях, когда ложь идет во спасение? Считаем - ... человек. А теперь поднимите руки те, кто считает, что в обмане нет вообще ничего страшного, и врать можно постоянно. Понятно, оставшиеся ... человек. Будем надеяться, что вы еще измените свое мнение, хотя, конечно, имеете на него полное право. Я могу вам дать только один совет: старайтесь не обманывать других людей так, чтобы доставить им боль. Лучше делайте  это только в исключительных случаях и на 1-е апреля - когда праздничные традиции    велят обязательно обмануть ко

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz